Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
671260, Республика Бурятия, Прибайкальский р-н, с Турунтаево, ул. Ленина, д.75

Наш адрес
+7 (30144) 41661
Контактный номер

Памятники истории и культуры

Свято-Троицкий Селенгинский монастырь

 


Бывший Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь расположен примерно в 60 километрах северо-­западнее Улан-Удэ в долине р. Селенги на левом ее берегу, в  с. Троицк (Троицкое).

Монастырь основан по указу от 1681 года царя Федора Алексеевича, направившего в «Сибирские Дауры» на Селенгу миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено избрать место за Байкалом и основать обитель и «храм во имя Пресвятые Троицы «для призвания иноверных в православную христианскую веру». Игумен с братиею были   снабжены деньгами, церковной утварью и соответствующими инструкциями о миссионерской деятельности. Игумену Феодосию был также поручен надзор за всеми церквями, существующими в Забайкальских острогах. Таким образом, Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. Были отправлены 12 духовных лиц с наставлениями: "где приищут - построить монастырь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить православную веру иноземцев...".  Миссия нашла на левом берегу реки Селенги старое монастырское строение с Никольской церковью, построенной нерчинскими служилыми людьми в 1675 году. Здесь и решили строить монастырь.

На избранном в широкой долине р. Селенги месте, довольно ровном и возвышенном, окруженном лесистыми хребтами, на берегу мельничной речки Пьяной, на плодородных землях в 1683 году началось возведение сооружений монастыря. Деревья для строительства рубили прямо на месте. Первый соборный храм Живоначальной Троицы, построенный в 1683 году, был освящен 31 января 1684 года. В мае 1685 года закончили вторую церковь во имя Николы Чудотворца. Строи­тельство монастыря осуществлялось под руководством игумена Феодосия и сменившего его в 1694 году игу­мена Мисаила, фактически исполнявшего эти обязанно­сти задолго до своего официального назначения. К 1690 году устройство монастыря по первоначальному плану было завершено.Монастырь стал  самым крупным оборонительным пунктом русских в Забайкалье, имел защитные стены, башни, пушки, самопалы, гарнизон казаков.


Наибольшего расцвета Троицкий монастырь достиг в 18 веке. Он имел обширные земельные и рыболовные угодья, в том числе и озеро Котокель. С 1785 года начинается перестройка монастыря в каменном исполнении, в основном сохранивший свой облик до наших дней. Он сохранил конструкцию острожного укрепления: каменные стены с угловыми башнями, и пятой - проезжей, в центре фасадной части, обращенной к старому "Московскому" тракту. Окружающее монастырь село Троицкое образовано еще до его основания русскими казаками-землепроходцами и затем монастырскими крестьянами. Село сначала имело название Средняя Заимка.

Особой заботой монастыря в конце 17 - начале 18 веков была крепостная стена со всеми ее сооружениями. Она была довольно высока и имела длину в 852 метров. Длина стен монастыря была по сибирским условиям значительна, ни один из 14 главных острогов Сибири в 17 веке не имел такой площади. В каждой из четырех башен монастыря было по три яруса ("моста") в виде этажей с бойницами для "боя".

Поскольку в первые десятилетия существования монастыря еще продолжались грабительские походы некоторых монгольских ханов на земли Бурятии, то монастырь должен был быть готов и к отражению нападения. Его территория была ограждена деревянной стеной с башнями и бойницами. В те годы «конные табуны и рогатый скот сильно отнимали и отгоняли», горели монастырские мельницы. И в самом монастыре по­жары бывали неоднократно. Ими уничтожались постройки, имущество и документы. Крестьяне, селившиеся на монастырских землях с обязательством отбывания ряда повинностей, не были надежны. Дело крещения бурят вовсе продвигалось туго. Видимо, «святые отцы» не чувствовали себя в достаточной безопасности. Даже по описи 1732 года монастырь еще имел для обороны: 3 пушки, 65 самопалов, холодное оружие и боевые припасы. И это несмотря на то, что  военной угрозы для Забайкалья, казалось бы, уже не существовало.

Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. В конце XVII века в монастыре квартировал полк Ф.И.Скрипицына, который совместно с бурятскими вооруженными формиро­ваниями отстаивал Забайкалье от посягательств маньчжурско-монгольских феодалов. В XVIII в. монастырь процветал, являясь владельцем обширных земельных и лесных угодий, рыболовных промыслов, имел большое количество рогатого скота и табуны лошадей, кожевенные заводы и мельницы.

К концу XIX в. монастырь имел 2 каменные, 2 деревянные церкви, дом настоятеля, мо­нументальную ограду, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный дворы, баню, сад и огород. Помимо этого за оградой располагалась церковно-приходская школа с квартирой для учителей и хозяйственным двором. Убранство церквей отличалось богатством иконостасов, библиотека - книгами не только московской и петербургской печати, но также киевского и могилевского изданий. Монастырь стоял на перекрестке Большого Московского тракта, дороги в Монголию и Китай, а на север - в итанцинские и баргузинские земли. Являясь духовным центром Забайкалья, принимал в своих стенах многих известных ученых и путешественников.

В XVIII веке монастырь процветал, хотя часть его земель и угодий отошла к вновь возникшему   в 1700 году Посольскому монастырю. Кроме хлебопахотных земель, сенных покосов, участков рыбной ловли — от­веденных первоначально, с 1704 года по указу Петра I, вместо выплачивавшегося ранее денежного содержания («руги»), монастырю были прирезаны новые земли и дарованы новые привилегии. Его землю обрабатывали монастырские крестьяне. Он имел большое количество рогатого скота и табуны лошадей, мельницы, соляные варницы и кожевенные заводы. Он был богатейшим' монастырем в Иркутской епархии. Но в 1764 году   в связи с монастырской реформой («учреждением шта­тов») Троицкий монастырь был «оставлен за штатом» и его владения резко сокращены. Ему было оставлено 60 десятин удобной пахотной и сенокосной земли и до 30 десятин неудобной, а также рыболовные угодья (о. Котокель с впадающими в него речками) и мель­ница. Кроме того, выдавалось денежное жалование. С 1830-х годов Троицкий монастырь стал   монастырем третьего класса, которому по штату полагалось, кроме настоятеля, 12 человек.

В конце XIX века в монастыре проживало до 25 че­ловек, но штат монахов не был комплектным: «по неохоте сибиряков принимать монашество».

Первый, построенный в 1683 году, деревянный Тро­ицкий собор просуществовал до 1890-х годов без перестройки. Согласно описи 1690 года, церковь была   с трапезной, «алтарь круглый, а на алтаре крест белый железом обит, на церкви осмерик, а на осмерике бочки железом обиты, а в церкви строение, царские две­ри серебром оправлены...», К концу XIX века в церкви сохранился иконостас пятиярусный XVII века, с ико­нами, привезенными из России, письма того времени. В 1893 году была закончена реставрация церкви: под­веден каменный фундамент, сменены два нижних венца и перестроены вновь паперть и галерея. Кроме того, здание сделали отапливаемым. Дальнейшая судьба соо­ружения .неизвестна. В 1920-х годах оно уже не существовало.

Другая церковь, построенная в годы освоения монастыря Николая Чудотворца, была «теплая с трапезою и с коларскою».  Любопытно, что в описи 1690 года говорится: «колокольница круг брусчатая. А на ней пять колоколов Государева жалованья, шестой малый колокол прикладной, да на ней же часы боевые железные в стан с кампасом указательным». Дальней­шая судьба Никольской церкви и колокольни — неиз­вестна. Боевые часы впоследствии были взяты в Иркутский Вознесенский монастырь.

Третья церковь — во имя Всех святых — над глав­ными воротами в деревянной ограде монастыря была построена в 1710 году, а в 1719 году освящена. Над) низким рубленым корпусом с воротами в средней ча­сти возвышалась церковь в виде квадратного в плане сруба, выше переходившего в восмерик. Последний имел шлемовидную крышу, завершенную небольшим фонариком с луковицей и крестом.

С восточной стороны к срубу примыкал пятиуголь­ный пристрой абсиды. Позже с северной и западной сторон церкви была пристроена   крытая  галерея — паперть на   каменных столбах.   После соору­жения в   18'30-х  годах   новой каменной    огра­ды и каменного здания «святых» ворот с надвратной церковью старое деревянное здание ворот с надврат­ной церковью оказалось на территории монастыря. В нем на месте ворот устроили помещение для библиотеки и монастырского архива. В 1870 году церковь покрыли кровельным железом. Еще до этого рубленые стены были обшиты тесом, что значительно снизило архитектурную выразительность сооружения.

В XIX веке еще сохранялся резной иконостас с иконами времени его постройки. В настоящее время здания не существует. В первой половине XVIII века в монастыре, видимо, больше ничего не строилось, так как ни один из настоятелей того времени в списке их не отнесен к числу «строителей». У настоятелей второй по­ловины XVIII века такой титул появляется, по-видимому, в связи со строительством нового каменного храма монастыря.

Сооружение взамен деревянного собора   каменной церкви датируется 1785 годом. Она была построена «усердием майора Карпова», в качестве трехпрестольного храма, в котором главный престол во имя Живоначальной Троицы был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богороди­цы и Св. Николая Мирликийского Чудотворца зани­мал одноэтажную более широкую часть здания. Видимо, именно строительство каменной церкви послужило основанием повышения статуса монастыря в 1830-х годах. Капитальным предприятием явилась и замена обветшалой деревянной ограды монастыря на каменную с угловыми башнями. Ограда начата постройкой в 1831 году и окончена в 1876 году. При этом прежнее здание главных ворот с надвратной церковью оказалось внутри новой ограды на территории монастыря в ее северо-западном углу. Из этого мы можем заклю­чить, что первоначально главные   ворота монастыря располагались в северной стене и территория монастыря расширена в северном, западном и, очевидно, южном направлении, где стену расположили вдоль тракта,   а главные ворота устроили по ее центру. Монументальное здание главных «святых» ворот с надвратной церковью во имя «Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил» возведено в 1835 году. В 1841 году вместо сгоревшего деревянного западнее церквей было построено каменное одноэтажное с деревянным мезонином здание настоятельских келий.

К концу XIX века, кроме перечисленных выше двух каменных зданий церквей, двух деревянных церквей, дома настоятеля и монументальной ограды, на территории монастыря существовали: 1) колодец 4-стенный каменный в виде часовни, с тесовым шатровым верхом у западной стены; 2) деревянный на каменном фунда­менте флигель на два жилья, построенный в 1883 году; 3) каменный корпус в западной стене ограды, построен­ный в 1880-х гг., в котором помещались хлебный амбар, сарай и два жилых помещения; 4) флигель деревянный, крытый тесом, с двумя жилыми помещениями  и сенями между ними; 5) старый длинный флигель, в котором помещались кухня, странная, и трапезная, просфирная мастерская и под сенями подвал; 6) прочие старые сооружения, хлебный амбар, погребледник, рабочая изба и мастерские; 7) в северо-восточном углу монастыря с особыми воротами располагались конный и скотный дворы. В них были следующие постройки: колодец, с навесом и колесом, баня старая, навес для телег, экипажный сарай, большой навес, примыкавший к каменной стене, конюшенный сарай и еще два сарая, .немного меньших, для рогатого скота и телят. В юго-восточном углу монастыря был сад со старыми яблонями, черемухой, кедрами, а на юго-западной стороне земля распахивалась под огороды, сад, и огороды были обнесены палисадом.

Помимо, этого за оградой  располагались монастырские постройки:

1. Против главных ворот через улицу — построенное в 1888 году деревянное здание одноклассной церковно-приходской школы с квартирой для учителя и хозяйственным двором; 2) против ворот за огородами — гумно монастырское; 3) в двух верстах от монастыря, на р. Пьяной мукомольная мельница о двух поставах.

К самому монастырю с юга подходил большой «заморский» тракт, утративший во в горой половине XIX века свое прежнее значение. Вдоль тракта в свое вре­мя разрослось селение, образовавшееся из людей, поселенных здесь же в первые годы существования монастыря. К концу XIX века в нем было 70 дворов. С тракта от Байкала монастырь был виден за несколько верст, выделяясь белизной каменных храмов и мону­ментальной кирпичной ограды. Монастырь хорошо виден и с Транссибирской железной: дороги, проведен­ной в этих местах в самом конце XIX века на расстоя­нии нескольких километров от монастыря.

По-видимому, именно прокладка Транссибирской же­лезной дороги, вызвавшая оживление экономической деятельности в крае, и способствовала осуществлению строительства последних объектов монастыря в 1900-х годах. При настоятеле Иринархе в 1902—1903 годах была возведена еще одна Никольская церковь, а также два каменных дома.

Троицкая церковь, построенная в 1785 году «Усерди­ем майора Карпова» в виде трехпрестольной церкви, располагается в центре территории монастыря. Ее глав­ный престол во имя Живоначальной Троицы занимал двухсветную часть и был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богоро­дицы и Святого Николая, Мирликийского Чудотворца размещался в широкой одноэтажной части здания.   

Троицкая церковь возведена из кирпича (размером 28х14х7 см) на бутовом фундаменте. Наружные поверхности стен побелены. Полы де­ревянные, крашеные. Крыши церкви первоначально были деревянными, из теса и лемеха. В 1863 году церковь была покрыта кровельным железом и покрашена в зе­леный цвет медянкой. В интерьерах Троицкого придела роспись  имелась лишь в скромных размерах. На своде алтаря в 1830-х годах клеевыми красками было изображено Сошествие святого духа на апостолов, а на горном месте — Вос­кресение Христово.  Иконостас был пятиярусным резным, позолоченным, с большим распятием над ним. После ремонта 1887 года свод церкви был разделан под небесный цвет и осыпан звездами.

В теплом храме во время ремонта 1891 года перестлали полы, заменили рамы, стены и пол были покрыты мас­ляными красками, окна, карнизы и панель разделаны бордюрами, а свод окрашен в светло-голубой цвет. Два небольших иконостаса в приделах имели резные царские ворота. Отопление осуществлялось двумя печами, рас­положенными в нишах внутренней стены, по обе сто­роны от входа. В настоящее время роспись и внутреннее оборудование не сохранились. Помещения приспособлены для палат. Внешний облик здания также сильно изменился: сняты верхние ярусы колокольни и купол двухэтажной части, снесена алтарная часть (абсида). Вход­ной портик превращен в крытый тамбур. Оконные про­емы в одноэтажной части расширены за счет уничтожения обрамления.

Несмотря на указанные утраты, сохранившиеся части церкви представляют несомненную ценность, как памятник архитектуры XVIII века.

Монастырь был ликвидирован в 1921 г. Сохранившиеся до наших дней постройки: Троицкий собор, Никольская церковь, надвратная церковь Михаила Архангела, трапезная,  угловые башни, амбар, ограда, келейный, настоятельский корпусы и корпус для послушников являются частью архитектурного ансамбля с унаследованным от древнерусского зодчества богатством силуэта, живописностью и органическим сочетанием с окружающим природным ландшафтом. После закрытия монастыря его здания использовались детским домом, затем психоневрологической лечебницей. Почти все постройки нуждаются в реставрации и ремонте. Государственный орган охраны памятников считает необходимым с целью сохранения и дальнейшего использования комплекса построек монастыря, являющегося памятником архитектуры федерального значения, передачу его в пользование Бурятскому Благочинию Русской Православной Церкви.

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Троицкий монастырь)

Второй деревянной церковью, возведенной в первые же годы существования Троицкого  монастыря (в 1685 г.), была церковь Николая Чудотворца. О ее дальнейшей судьбе никаких документов не сохранилось. Возможно, она стала жертвой одного из пожаров, опустошавших монастырь в XVII в. По-видимому, она не существовала уже в 1785 г., ко времени сооружения нового каменного главного храма монастыря, так как этот храм был сделан трехпрестольным, а один из приделов посвящен именно Св. Николаю, Мирликийскому Чудотворцу. Новое, каменное, существующее в настоящее время, здание Никольской церкви было построено  в 1902—1903 годах при настоятеле Иринархе вновь, после некоторого перерыва, развернувшего в монастыре строительную деятельность.

Никольская церковь размещается севернее Троицкой и примерно равна ей по площади застройки и объему, Но они совершенно различны по своей объемно-прост­ранственной композиции. Никольская церковь не имела колокольни. Ее объемно-пространственная композиция строится на постепенном нарастании в ширину и по высоте трех объемов: паперти, трапезной и собственно храма. Последний в данном случае, в отличие от более ранних типов композиции, является наиболее крупным объемом здания не только из-за двухсветной высоты, но и по размерам в плане (12х12). В этом отношении он значительно больше, чем двухсветный придел Троицкой церкви. С востока к нему примыкает одноэтаж­ный объем алтарной части. Общая длина здания составляла 33 м. Архитектурный облик Никольской церкви представляет своеобразное сочетание элементов древних и новых.

По общей архитектурно-пространственной композиции он во многом повторял образцы древних кубовидных храмов. Обработка поверхности стен всех объемов очень скромна. Главный объем расчленен пилястрами в углах и простенках, как в соседней Троицкой церкви. Правда, здесь пилястры более геометричны. Такой же харак­тер имеет высокий антаблемент с четкими горизонталями и большим криволинейным карнизом из дерева.

Таким образом, в архитектуре стены отчетливо выражен тектонический элемент. Единственным живописным, богатым светотенью пятном на южном фасаде являет­ся монументально оформленный дверной проем. Про­стое обрамление окон и полоса прямоугольных углуб­лений на антаблементе — вот и все архитектурно-декоративные средства, помимо пилястр-лопаток и антабле­мента. Криволинейный большого выноса карниз заим­ствован из архитектуры деревянного городского жило­го дома, где он в годы строительства церкви являлся излюбленной деталью. Над карнизом возвышался пи­рамидальный шатер с пятью луковичными главками: большой в центре и меньшими по граням крыши.

В настоящее время все надстройки   выше главного карниза сняты и здание имеет обычную крышу; четы­рехскатную над двухэтажной и двухскатные над од­ноэтажными частями. Здание используется как столо­вая, красный уголок и под больничные палаты. Несмот­ря на утраты и перестройки, здание сохраняет опреде­ленный исторический и архитектурный интерес.

ЖИЛОЙ ДОМ НАСТОЯТЕЛЯ (Троицкий монастырь)

Настоятельские кельи располагаются западнее зда­ния Троицкой церкви. Здание было построено взамен сгоревшего деревянного в 1841 г. Оно   представляет одноэтажный прямоугольный корпус, размером 18,3х14,0 м. Главным был симметричный относительно централь­ной оси восточный фасад, но парадный вход располо­жен с северного    фасада. В 1890 г. к дому при­строили крытую галерею и каменную кладовую. Фаса­ды дома скромны и выдержаны в традициях архитек­туры городского' жилого дома первой половины  XIX в. Для них определяющим элементом является спокой­ный шаг одинаковых проемов. На восточном главном фасаде простые обрамления с сандриком выделяют сред­ние три окна, над которыми деревянный оштукатурен­ный мезонин с балконом закреплял симметрию компо­зиции. Скромный главный карниз с деревянной верхней частью, несколько горизонтальных членений упрощенной рустовки ниже окон и овальные ниши над окнами — вот и все остальные архитектурные средства, создаю­щие в своей совокупности с белой стеной уютный  и сдержанно-достойный образ. Хотя архитектурная ком­позиция дома говорит о мастерстве автора, грубоватая наивность деталей убеждает, что строительство, видимо, осуществлялось без соответствующего надзора.

Во внутренней планировке главным   помещением, очевидно, являлась парадная гостиная,   занимавшая центральную часть дома. В настоящее время здание приспособлено под палаты. Кирпичные оштукатуренные с обеих сторон стены в хорошем состоянии. Крыша до­ма, первоначально деревянная, в 1885 г. была покрыта железом на новом основании.

По анализу современного состояния дома можно ут­верждать, что в предреволюционные годы крышу вновь меняли, при этом не были сохранены мезонин и балкон. Была переделана и верхняя деревянная часть карниза: она получила характерную для деревянной жилой архи­тектуры 1900-х годов форму большой выкружки. Не существует сейчас и галерея, пристроенная в 1890 г.   к южному фасаду.

НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. МИХАИЛА (Троицкий монастырь)

Здание главных «святых» ворот с надвратной церковью «во имя Св. Архистратига Михаила и прочих бесплот­ных сил» занимает центр южной стороны капитальной ограды монастыря. Оно было возведено в 1835 г.   и представляет собой прямоугольный в плане корпус, раз­резанный в своей нижней, двухэтажной части по цент­ральной оси проездом ворот. В боковых частях кроме лестниц, ведущих наверх, устроено четыре жилых по­мещения. Храм занимал среднюю часть третьего этажа. Архитектурно-пространственная композиция всего соо­ружения представляет собой образец решения подобной задачи по канонам русского классицизма. Двухэтажный корпус с большим четырехколонным портиком, пристав­ленным к стене, трактуется как основание для храма. Последний скомпонован как центрическое сооружение с квадратным планом, перекрестными крышами и четырьмя фронтонами, к которому с запада и востока примыкают дополнительные объемы паперти и алтаря. Над прямоугольной частью храма возвышался массивный цилиндрический барабан второго яруса церкви, накрытый сферическим куполом с небольшим глухим фонариком, крупным золоченым шаром   и   крестом, Структура стены барабана организована чередующимся рядом из четырех арочных проемов и четырех таких же декоративных ниш.

Композиция фасадов здания выполнена в строгом соответствии с требованиями русского классицизма нача­ла XIX века. На южном, обращенном на улицу, фасаде главным элементом является массивный с фронтоном портик из трехчетвертных колонн тосканского  орде­ра. В среднем более широком интерколумнии его устроен арочный проезд ворот, а в боковых — двери с крыльцами для входа в храм и часовню. Последняя «со святыми иконами и кружкой» размещалась в первом этаже с правой стороны. По центру третьего   этажа между фронтонами рустованная арка окружила полуциркульное окно. Такие же полуциркульные   проемы имелись во втором этаже боковых частей здания, пе­рекликаясь с арочной структурой ограды. Со двора ком­позиция фасада построена аналогично. Отличие зак­лючается в замене трехчетвертных тосканских колонн портика на плоские пилястры того же ордера.

Вся тщательно продуманная композиция   здания, уравновешенность пропорций, размещение и характер проемов и деталей свидетельствуют, что проект здания надвратной церкви, да и всей ограды с угловыми башнями выполнен мастером архитектуры классицизма. В то же время неряшливость исполнения деталей, неточ­ности и наивности в их- прорисовке, несомненно, гово­рят о том, что сам автор не принимал непосредственно­го участия в строительстве.

Здание возведено из кирпича на бутовом фундамен­те. Стены оштукатурены с обеих сторон известково-песчаным раствором и побелены известью. Железные крыши были покрашены медянкою на масле. После ремонта 1891 г. внутри храма иконостас столярной работы с иконами старого письма был «разделан масляными крас­ками, а стены клеевыми — благолепно». Большие во­рота также были «разделаны масляными красками, а над ними написан во всю арку образ Св. Троицы».

В настоящее время цилиндрический барабан церкви уничтожен; вместо железных крыш — асбошиферные; из­менено заполнение проемов. В остальном здание   в удовлетворительном состоянии. Несмотря на указанные утраты, здание сохраняет значение памятника архитектуры первой половины XIX в.

ОГРАДА С УГЛОВЫМИ БАШНЯМИ (Троицкий монастырь)

Капитальная каменная ограда охватывает по всему периметру - 699 м (330 саженей) территорию Троиц­кого монастыря, имеющего форму слегка неправильного четырехугольника. Она заменила прежнюю деревянную стену с надвратной церковью и деревянными угловыми башнями, пришедшую в ветхость. Строительство камен­ной ограды было предпринято в 1831 г., начиная   с южной стены. В 1835 г, закончили здание «святых» ворот с надвратной церковью. Строительство ве­лось на «скромные средства обители при помощи бла­готворителей». Завершено сооружение в 1876 г. при настоятеле Сергии «стараниями казначея, иеромонаха Владимира, которым окончена каменная ограда — про­ведена вся северо-восточная стена». По углам ограды были возведены четыре башни. В 1885 г. их покрыли железом. В двух башнях были устроены помещения для жилья, в одной — склад извести и одна занята   но хозяйству на конном дворе.

Ограда представляет собой ритмический ряд из пов­торяющихся элементов: столбов и рустованной   стены между ними, прорезанной арками. По южному фасаду с каждой стороны ворот располагается по 14 арочных секций. Убегающий ряд арок зажат горизонталями цо­коля и нависающей массивной плиты карниза. Замко­вые камни и русты, рельефно чередующиеся в двух плоскостях, по контрасту с заключенными между ними гладкими поверхностями покружий арок и вертикальных полос столбов создают разнообразную и красивую игру светотени. Динамический бег аркатуры останавливается угловыми башнями и зданием ворот. Но при этом   в архитектуре последних предусмотрены аналогичные криволинейные элементы, которые как бы переносят не­сколько задержанное движение на новый участок стены. Две угловые башни по южной стене представля­ют собой сооружения центрической композиции, по массе и пропорциям частей соответствующие их роли   в ансамбле. Над нижним кубическим объемом на ступен­чатом основании с фигурными 'столбиками по углам возвышается восьмиугольный барабан, накрытый купо­лом с маленькой главкой и крестом. Массивность ниж­ней части смягчена высокими арочными нишами. На­личие этих кривых создает взаимосвязь с аркатурой стены. Но в отличие от последних кривые ниш имеют более статический характер. Это впечатление усилено трехчастным делением поверхности ниши пилястрами. Поверхность барабана также декорирована   аркату­рой с чередованием проемов и ниш. Архитектура башен делает их самостоятельной, но неразрывной, частью стены.

Башни по северной стене, построенные в более позднее время, хотя и повторяют в целом композицию юж­ных, значительно уступают им по пропорциям и архи­тектуре. Они были сооружены менее капитально и  в настоящее время уже не существуют. Северная стена, также построенная в последнюю очередь, имеет вид простых участков каменной ограды между столбами.

Ограда сложена из кирпича на бутовом фундаменте н при высоте 4 м имеет ширину 1 м. Башни также выст­роены на бутовом фундаменте при толщине стен 1 м. Высота кирпичной кладки башен (до купола) — 8,5 м. Кирпичные поверхности оштукатурены известковым ра­створом, Купола башен — деревянные конструкции с железной кровлей, покрашенной в зеленый цвет медян­кой. Общая высота башен до верхушки креста была 12 метров.

В настоящее время две южные башни   сохранились сравнительно хорошо. Сняты только кресты. Стена тоже в относительно хорошем состоянии. В 1880-х годах в западную сторону был встроен большой корпус хозяйственного и "жилого назначения, а в 1902—1903 г, два жилых здания келий встроили в северную сторону. Восточный участок южной стены из-за неравномерной усадки дал крен и был укреплен контрторсами. В северо-восточном углу стена дала просадку. В целом ограда с башнями является наиболее сохранившим первоначальный облик сооружением монастырского ансамбля и ценным памятником архитектуры первой половины XIX века.

Внутреннее убранство монастыря отличалось большим вкусом. Сплошной иконостас, орнаментированный искусной резьбой, был "вызолочен золотом". В одном из приделов внутренние стены окрасили зеленой краской, а на своде художник изобразил светлое небо с плывущими облаками. Окна, карнизы и панели разделены были бордюрами. Среди картин, особо выделяемых своей "благолепостью", была икона "Всех скорбящих радости". В холодной части Троицкой церкви находился резной пятиярусный иконостас. И здесь свод был отделан особо: над входящим расстилалось голубое небо, "посыпанное звездами". Многокрасочная гамма икон с золотыми окладами, богатство церковных атрибутов, впечатление глубины "небесных сводов" придавали внутреннему убранству церкви спокойный и торжественный вид. Снаружи фасады украшены плоскими вертикальными выступами под вид колонн - пилястрами. Каждое окно было украшено картушем. "Царские врата были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. Помимо большого количества икон и картин, писанных на досках и на "холстах живописью", в церкви находилось много утвари и атрибутов богослужения. Некоторые из них представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства, весьма тонкой работы 17-18 веков.

Кроме церквей в монастырской ограде находились библиотека, архив, жилые помещения, кельи, хозяйственные постройки, огороды. С левой стороны, ближе к западной стене, находилась настоятельская келья. Вдоль северной ограды, рядом с въезжими воротами находились хлебные амбары, "мастерская изба". В северо-восточном углу были расположены конный и скотный дворы, сенник, баня, "экипажный сарай", каменные кладовые. Был устроен оригинальный колодец: над ним возвышалась каменная четырехстенная постройка в виде часовни с тесовым шатровым верхом и крестом. Воду поднимали с помощью специального колеса. Такой же колодец находился в юго-восточном углу монастыря. В северо-восточной башне находилась кузница. Другие башни тоже использовались под хозяйственные нужды: в северо-западной башне был склад для извести, а южные - приспособлены для жилья. В 18 веке здесь, как и в других русских монастырях, имелась своя тюрьма, в которой содержались преступники против веры, государственные преступники, провинившиеся монахи и прочие.

Троицко-Селенгинский монастырь возник на перекрестке дорог, ведущих из Москвы в Селенгинскую Даурию, Монголию и Китай, а также на север - в итанцинские и баргузинские пределы. Его посещали многие известные люди того времени.

Через монастырь проезжали и останавливались в нем все русские дипломатические и торговые деятели, направлявшиеся в Китай или в Восточное Забайкалье. Одним из них был великий и полномочный посол России в Китай Федор Алексеевич Головин. Посетили монастырь Избрандт Эберхард (Елизар Елизарович) Идес, датчанин, - посланник царя Петра I в качестве главы русского посольства в Китай; Измайлов Лев Васильевич, капитан лейб-гвардии Преображенского полка, чрезвычайный посланник в Китай в 1720 - 1721 годах; Лоренц Ланг, швед на русской службе; Владиславич-Рагузинский Савва Лукич, серб на русской службе, торговый и финансовый агент России на Балканском полуострове, чрезвычайный и полномочный посол России в Китай в 1725 - 1728 годах; Бухгольц Иван Дмитриевич, бригадир, основатель Омской крепости.

Монастырь посетил Абрам Петрович Ганнибал, русский военный инженер, генерал-аншеф, крестник Петра I, прадед А. С. Пушкина. После смерти Петра I  он был отправлен в Тобольск, а затем к китайской границе для строительства Петро-Павловской крепости в устье Чикоя, рядом с Селенгинском. Были здесь известные историки России - Миллер Г.Ф., Гмелин И.Г., Фишер И.Э.

В конце июня 1891 года монастырь посетил цесаревич Николай Александрович. На память о своем пребывании цесаревич подарил монастырю "сребропозлащенный" эмалированный напрестольный крест и пожертвовал 300 рублей.

Монастырь принимал многих деятелей Русской Православной Церкви.

После революции деятельность монастыря была прекращена. Он был использован под различные хозяйственные цели. Часть помещений оказались разрушенными.

В настоящее время  часть помещений монастыря используется под психиатрическую больницу. В 2000 году возобновлена деятельность духовной общины, которая ведет реставрацию некоторых помещений. Ею частично восстановлена надвратная церковь и начаты службы.

Ильинская церковь Богоявления

Село Ильинка возникло как заимка селенгинских служилых людей в конце 1660-х гг. и поэтому долгое время носила другое название - Большая Заимка, а село Троицкое называлась - Средняя Заимка. В начале 1680-х гг. иркутские воеводы доносили правительству, что в Забайкалье сложилась тревожная обстановка, так как монгольские ханы угрожают «воинским приходом на твои, великого государя, селенгинские остроги, и ясачные селенгинские брацкие люди в Селенгинском уезде живут с великим опасением...».

Больше всего русские и буряты страдали от отгона скота и коней. Это бедствие приводило к разорению не только селенгинских жителей, но и бурят с Итанцы в непосредственной близости от Большой Заимки. В 1687 г. начались спровоцированные и руководимые маньчжурами настоящие военные нападения на Забайкалье. Конные отряды Очирой Сайн-хана осадили Селенгинск и Верхнеудинск, но несмотря на огромный численный перевес войска Очирой Сайн-хана в ряде сражений потерпели поражение - они не смогли взять ни одного острога и отступили назад. Правительство, обеспокоенное положением дел в Забайкалье, отправило посольство во главе с великим и полномочным послом России Федором Алексеевичем Головиным, сыном тобольского воеводы, пожалованного в окольничие и получившего титул наместника Брянского. (Головин Федор Алексеевич, 1650 - 1706, сподвижник Петра I, граф, генерал-адмирал (1699) и генерал-фельдмаршал (1700), с 1699 г. главный руководитель русской внешней политики. Был хорошо образован, владел латинским и английским языками. Уже после смерти, в 1715 году, в Амстердаме вышло его сочинение «Глобус небесный»). Головин имел в своем распоряжении 2000 стрельцов и казаков. Уже в августе 1687 г. Головин со своим отрядом прибыл в Забайкалье, первоочередную задачу он видел в укреплении Селенгинского и Верхнеудинского острогов и строительство новых - Итанцинского, Ильинского и Кабанского.

В 1688 г. было начато строительство Ильинского «стоячего острога, окружностью в 230 саженей (490 метров), в стенах были сделаны в два ряда бойницы», и в начале 1689 г. острог был поставлен. Рядом с ним располагались дворы жителей Ильинской слободы, которая считалась большой деревней: в ней было около 20 дворов служилых и пашенных людей. Они, по свидетельству Спафария, «хлеба пашут много». Известно, что слободами назывались деревни, где имелась церковь. Сам острог представлял из себя четырехугольник, обнесенный деревянным палисадом, с одной проезжей башней посередине и с двумя глухими башнями по углам. На двух других углах острога стояли изба и амбар. По приказу Головина, в 1688 г. здесь было поселено на службу и на пашню 65 мужчин. В 1693 г. на посаде за острогом было до 40 дворов, военную службу несли 20 казаков. В конце 1690-х гг. на противоположном берегу реки воз­никает Покровская слобода. К 1772 г. деревянные острожные укрепления обветшали и совсем развалились. «Однако, - писал П. Паллас, - церковь и обывательские дома многие хорошо выстроены». Остатки прежних строений сохранились до 1917 г.

Село Ильинка до 1807 г. являлось центром Ильинской волости Селенгинского дистрикта Удинской провинции.

Первую деревянную церковь с двумя приделами построили 19 января 1689 г. Вплоть до 1758 г. по указу Святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца здесь находился благочинный всего Селенгинского дистрикта. Каменный храм построили в начале 1800-х гг., покрыли железом в 1867 г. при активной помощи сборщиков - крестьян Тарасия Касьянова и Ипполита Астраханцева («ИЕВ», 1867, № 14, с. 105). Общие размеры храма в плане 10, 52 х 27, 07 м. Толщина стен храма 175 см., трапезной 118 см. Имело два придела: верхний и нижний. В 1730 г. было 75 дворов, а в 1807 г. - 39 домов с населением 227 душ обоего пола. В 1893 г. прихожан было 2020 душ мужского и женского пола. При храме существовала одноклассная церковно-приходская школа, в которой в 1910 г. учительницей была Мария Ивановна Громова (ПКЗО, 1911.С.96), «В центре села вдоль по улице на возвышенном месте красуется столетний двухэтажный каменный храм, по архитектуре один из лучших в округе. По одной линии с церковью расположены причтовые дома, а рядом с ними красивое здание одноклассной церковно-приходской школы, крытое белым цинковым железом» («ЗЕВ», 1902, №6,с.7). «Причт и староста выражает благодарность за пожертвования в Ильинскую церковь: 1) крестьянке Евдокии Тарасиевне Старковой, на обновление иконы - Знамения Божией Матери, -40 р. 2) крестьянке Евдокии Андреевне Красиковой, за пожертвование на св. престол и жертвенник покрывало белого муара в 15 р. 3) крестьянке Матрене Рожицыной - 3 р. 4) крестьянину Андрею Григорьевичу Старцеву, за пожертвование в Татауровс-кую часовню (что при станции) иконы Св. Николая в 30 р. 5) начальнику Татауровского почтового отделения, г. Окладникову-3 р. 6) кр-ну Кириллу Вас.Черепанову - 5 р. 7) крес­тьянину Андрею Старцеву - 6 р.» («ЗЕВ», 1914, № 17, с.626).

В 1930-е гг. после закрытия и перестройки использовали под неполную среднюю школу (НАРБ, ф.Р-248, оп.З, д.207, л.37). Впоследствии находились мастерские, затем гостиница. Православный приход зарегистрирован 1 июля 1994 г. В настоящее время церковь передана в пользование Православной церкви. 15 октября 1998 г. замироточила икона пророков Давида и Исайи (ПБ, 1998, 31 октября, л. 5).

СВЯЩЕННИКИ: ДАНИИЛ ИВАНОВ ШЕРГИН - закащик Селенгинского дист­рикта по указу Святителя ИННОКЕНТИЯ от 1728 г., служил с 1720-х гг. по 7 февраля 1738 г. МАРКО ГРИГОРЬЕВ РОДИОНОВ - служил в 1750-х гг. ГРИГОРИЙ МАРКОВ РОДИОНОВ - служил в 1770-х гг ПЕТР ПОПОВ - служил до 11 мая 1893 г. ИННОКЕНТИЙ НИКОЛАЕВ ТОМИЛИН - служил с мая 1893 г. ИОАНН СТЕФАНОВ КОЛОДЕЗНИКОВ - служил с 1903 г. по 12 мая 1911 г. ФЕОДОР ИУСТИНОВ ТУРКИН - служил настоятелем с 12 мая 1911 г. по 10 марта 1914 г. ИЛИЯ КОРНАКОВ - служил настоятелем с 10 марта 1914 г ИЛЬЯ ВЛАДИМИРОВИЧ КИЗАРЕВ - настоятель, служил с 2 августа 1996 г. по 1 сентября 1998 г. (Родился 20 мая 1971 г. Рукоположен 2 августа 1996 г.) 158 ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ СТАРЦЕВ - настоятель по совмес­тительству с 1 сентября 1998 г. С 1 июня 1999 г. штатный настоятель (Родился 7 октября 1962 г. Рукоположен 8 февраля 1998 г.). ДИАКОНЫ: ВАСИЛИЙ ПЕТРОВ - служил в 1730-х гг. ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ШУШАКОВ - служил с 21 августа 1998 г. по август 1999 г.  ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ: Родион Нетесов - дьячок в 1730-х гг. Никита Жданов - пономарь в 1730-х гг. Илья Павлов Железников - (бурят) - псаломщик с 1910 г. по 18 июля 1913 г. Василий Калмынин - исполн. должн. псаломщика с 22 авгус­та 1913 г. Отстранен с 22 января 1914 г. Иоанн Петелин - исполн. должн. псаломщика с 23 января 1914 г. Позже эмигрировал. В 1945 г. протоиерей Богородско-Казанской Табынской женской обители в Какагаши близ Дайрена (Дальний - КНР) (Поздняев, 1998, с.87). ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ: Евдоким Касьянов - крестьянин, в 1878 -1880 гг. Симеон Иосифов Кириков - крестьянин, в 1913 -1918 гг.

Часовня на горе ИОАННОВОЙ

«На утешение страждущим и скорбящим Господь благоизволил близ села Ильинскаго, на одной из гор, названной в честь Крестителя Иоанна - Иоанновою, открыть новый и чудный ис­точник милосердия и благости - святую икону честныя главы своего Угодника. По сохранившемуся в памяти народной преданию святая икона была явлена на горе в лесу в начале XIX века, по особому дивному указанию свыше. Незадолго до открытия св. образа в одном месте горы по вечерам в продолжении некотораго времени замечалось яркое горение свечи, заинтересовавшее местное население. Однажды одна благочестивая старушка Перова, помолившись Богу, решилась идти на то место горы, чтобы убедиться в чудном явлении света. И действительно, на счастие и общую радость народа, Перова, по указанию горящей свечи, обрела небольшую, писанную на дереве, икону с изображением главы Св. Предтечи и Крестителя Иоанна, которую, с благоговением принесши в село, передала в пользу приходскаго храма. Из чувства религиознаго почитания к новоявленному образу Угодника Божия православное население прихода имело обычай носить его для совершения молебнов по домам. Но с течением времени, быть может, от небрежнаго обращения со святынею, последняя скрылась во время свирепствовавших в окрестностях той горы и на самой горе лесных пожаров. Общее народное убеждение было то, что икона не сгорела, а находится в скрытом от людей месте, и как бы в подтверждение этой веры некоторые из сельских жителей снова стали замечать в одном месте горы подобие света. Явление это повторилось в Октябре 1900 г.

Необходимо впрочем заметить, что по особому усмотрению Божию с явленной иконы была списана точная, только в больших размерах, копия, которая теперь хранится в верхнем храме за левым клиросом в приличном киоте под стеклом. На месте явления св. иконы дважды были сооружаемы деревянныя часовни, но первая из них сгорела во время лесного пожара в девятидесятых годах минувшаго столетия. Строителем ея был местный богатый купец Перов, имевший сотни рогатого скота, табуны лошадей и вообще немало всякаго в крестьянском хозяйстве добра. При жизни своей он славился на весь округ хлебосольством, так что некоторые из старичков до сих пор еще помнят, как на его счет ежегодно 25 мая готовилась общая для странников домашняя трапеза и сверх того для причта и почетных гостей особо на самой горе. Другая часовня была выстроена усердием прихожан и теперь от времени ветшает и постепенно разрушается. В 1901 году вместо ветхой деревянной часовни на частныя жертвы, а главным образом, на средства братьев Касьяновых, крестьян Поповой деревни Ильинскаго прихода, сооружается ка­менная часовня, о постройке которой в самом начале никто и не предполагал... Не думали об этом и братья Касьяновы, так как они, свято исполняя последнюю волю своего умершаго отца Евдокима... хотели построить лишь деревянную часовню где ни­будь при трактовой дороге или же в церковной ограде... Но с проведением великаго Сибирскаго железнодорожнаго пути массовое движение народа по главному тракту прекратилось, почему построенная при дороге часовня не достигала-бы, по мысли учредителей, своей благой цели. Таким образом, вследствие изменившихся обстоятельств братья Касьяновы, по совету и предложению местнаго священника, порешили воздвигнуть на Иоанновой горе каменную часовню... и вот Касьяновы, заручив­шись согласием священника, з 1898 году стали готовить потребный для постройки часовни материал; в с.Троицком подрядили крестьян приготовить к назначенному сроку восемь тысяч кир­пичей, купили извести и проч. В начале 1901 года крестьянин Кударинской волости и селения Филипп Ермаков составил проэкт плана предполагаемой к постройке часовни, который и был утвержден в феврале минувшаго 1901 года Преосвященным Мефодием, Епископом Забайкальским и Нерчинским. Пригласили из города Верхнеудинска мастера Суранова, который из готоваго материала, доставленнаго на место, взялся сложить часовню, исключая купола, выговорив себе плату 180 руб. На Фоминой недели приступили к делу. На месте закладки часовни в присутствии прихожан был отслужен водосвятный молебен, при этом почетные из них в основание фундамента клали по кирпичу, а некоторые из участников, по обычаю, бросали медныя и серебряныя монеты. До начала производства работ по приглашению местнаго батюшки, объявленному чрез сельс­ких властей по селам и деревням прихода, многие изъявили желание затаскивать на себе в гору кирпич и прочий материал, при этом общее усердие и религиозное воодушевление были настоль­ко велики, что некоторыя семейства в разное время поднимали по сто, - двести и более кирпичей, которые для удобства заноски накладывали в холщевые мешки; даже малыя дети от 5 лет в усердии хотели подражать взрослым, поднимая, на верх горы, имеющей 150 сажень высоты, куда без всякой ноши не легко бывает подняться, по кирпичику, по два и более.

Таким образом общими силами народа весь необходимый материал был поднят на место в продолжении двух недель без затраты на то копейки денег. В этом по истине тяжелом египетском труде принимали близкое участие не только местное население, но и проходящие по тракту странники, которые, направляясь из Западной и Восточной Сибири по данному обету в Кяхту на поклонение чудотворной иконе Божией Матери, именумой «Споручница», по пути обыкновенно останавливаются на короткий срок в с. Ильинском, откуда, отслужив молебен пред образом честныя главы славнаго Пророка и Предтечи Господня, идут помолиться на Иоаннову гору...

В воспоминание чуднаго открытия св. образа честныя главы Предтечи Господня и Крестителя Иоанна в Ильинском приходе установлено ежегодно праздновать 25 мая; в этот день право­славная церковь воспоминает событие 3-го обретения главы св. Иоанна Предтечи, которое православным населением прихода почитается наравне с храмовыми и двунадесятыми праздниками. К этому дню жители Ильинскаго селения готовятся особен­но: метут улицы, чистят свои дома, моются в бане, одеваются в чистое белье и, в ожидании гостей и странников, готовят обильную трапезу. Еще накануне 24-го мая, проезжая рано утром или днем по тракту, можно встретить по дороге вереницы странников и странниц, нередко с малыми детьми. Они, по обещанию побывать 25 мая на Иоанновой горе, идут в с. Ильинское из ближних и дальних мест Забайкалья... Вся эта пестрая масса богомольцев, разодетая в цветныя платья, по прибытии в село, размещается в крестьянских домах по несколько человек в каждом; здесь они находят радушный прием, пользуясь даровым ночлегом и пищею... На другой день утром с восходом солнца паломники уже собираются в церковь... В половине девятаго часа начинается благовест к литургии, совершаемый соборно, нередко при участии в служении настоятеля Троицкаго Селенгинскаго монастыря, откуда к этому-же времени приезжают певчие... По окончании обедни тотчас открывается торжественный крестный ход на чтимую православным народом Иоаннову гору, на­ходящуюся от храма на разстоянии всего лишь двух верст. Туда, еще до окончания службы, уходят многие из странников и, в ожидании св. икон, с вершины горы разсматривают открываю­щиеся пред ними виды близ лежащих окрестностей...

За селом тянется лентою прямая, как стрела, линия Забайкальской железной дороги, которая, подходя к Иоанновой горе, делает тупой угол и, обогнув ее, снова вытянулась вдоль тракта... Впереди верст за восемь вниз по течению реки белеет Троицкий монастырь. На разстоянии полверсты, около самой железной дороги, на церковной земле более 20 лет стоят заброшенныя постройки упраздненнаго казеннаго этапа. Внизу у подошвы горы съехались продавцы пива и кваса для утоления жажды богомольцев. Между тем, пока одни из паломников погружены в созерцание картин природы, внимание других привлекает религиозная процессия, медленно двигающаяся по улицам деревни. На первом плане впереди процессии ярко сияют на солнце кресты и хоругви, за ними несут иконы, а позади идут священнослужители в ризах, народ и воспитанники Ильинской и Троицкой церковных школ, воспевающие на всем пути праздничные ирмосы и тропари...

Чем ближе к горе, тем значительно круче и труднее становится подъем, много облегчаемый выкопанными по дороге ступеньками в земле. Достигнув вершины горы, где устроена часовня, народ располагается впереди и позади часовни, а св. образа ставятся в часовне, где совершается малое водоосвящение и молебны Пророку и Предтече Господню Иоанну. В конце общаго молебна народ, подходя к целованию животворящаго Креста, окропляется св. водою, при чем многие, по вере в целебную силу воды, пьют ее или помазывают глаза и кроме того стараются запастись ею на дорогу; но малый запас воды, по трудности заноски ея на гору, не может удовлетворить общему желанию паломников, почему при раздаче ея бывает обычная давка и суматоха. По окончании молебнов и возвращении крестнаго хода в церковь, странники после краткаго отдыха и вкушения пищи расходятся по домам и, радуясь, благодарят Бога и св. Угодника Его Иоанна - одни за то, что получили благодатное утешение и мир совести, другие за облегчение в телесных недугах и скорбях... Насколько вообще между православным народом благоговейно чтится святая память Пророка и Предтечи Господня Иоанна, можно судить по тем многочисленным надписям, коими испещрены бумажныя лоскутки, развешанные по часовне, и внутренния стены последней... По наблюдениям старожилов наплыв паломников 25 мая с каждым годом усиливается, что следует приписать особенному Промыслу Божию о спасении людей. Священник Н. Виноградов» («ЗЕВ», 1902, № 6, с.1-9).

С 1995 года в день 3-го обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 7 июня (25 мая по ст. ст.) начал вновь проводиться крестный ход. С 1998 г. крестные ходы стали проводиться дважды в год - 7 июня и в сентябре - в день Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. (По материалам книги А.Д.Жалсараева "Монастыри и церкви Забайкалья").

БАТУРИНСКАЯ СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ



До начала 19 века церковь в селе Батурино была деревянная. В 1791 году в Турунтаеве начали строить каменную церковь, ее возведение полностью было завершено к 1818 году. но уже в 181ё3 году был освящен первый придел. Решили не отставать от Турунтаевской слободы и жители села Батурино. В феврале 1811 г. прихожане решили «за ветхостию деревянной выстроить при том же месте каменную о двух департаментах и о двух приделах: первый, нижний, «теплой», - во имя Сретения господа нашего; второй, верхний, «холодной», - во имя св. Великого Победоносца Георгия, какой завесть величиною в длину на двенадцать и ширины на четыре саженях, вышину елико можно по заведению и при ней колокольню каменную ж и полату кладовую, оную украсить прежним благолепием и елико можно». Закладка состоялась летом 1813 г., а само строительство растянулось на годы. В сентябре 1829 г. освятили нижний придел, а еще через семь лет, в августе 1836 г., - верхний. В 1878 году при храме открыта церковно-приходская школа. В 1910 г. была двухклассной, учителя - Елевфед. Иван. Димов и Козьма Иван. Иванов, награжденный 6 декабря 1912 г. золотой медалью, на Аннинской ленте. В приходе сей церкви, в с. Зырянск существовала церковно-приходская одноклассная школа, в которой учительницей была Мария Васильевна Демидова.

После закрытия 28 мая 1935 г. церковь использовали под клуб (НАРБ, ф.Р-248, оп.З, д.207, л.37). Передана в пользование Православной Церкви приказом Министерства культуры РБ за № 110 от 14 мая 1999 г. С 12 мая 1999 г. в церкви проведены реставрационные работы под попечительством братьев Георгия, Геннадия и Евгения Пруидзе. Кроме того, было запроектировано строительство иконной лав­ки, двухэтажного дома священника, трапезной, гостиной для приезжих и свечного заводика. В настоящее время уже возведены иконная лавка и трапезная" («Бурятия», 1999, 17 августа). 28 ноября 1999 г. состоялось освящение церкви благочинным Бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии РПЦ о. ОЛЕГОМ (МАТВЕЕВЫМ). На освящении присутствовал президент Республики Бурятия Л. В. Потапов. 8 марта 2000 г. при храме образован женский монастырь.

СВЯЩЕННИКИ: ИОАНН ЕРЖЕНИН - служил с 1844 г. до 3 апреля 1864 г., затем заштат, скончался 29 июня 1869 г. АЛЕКСАНДР КРОПОТОВ - служил с 19 октября 1864 г. по 1870 г. АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ - служил с 1870 г. по 1877 г. НИКОЛАЙ НИКОЛЬСКИЙ - служил с 1877 г. НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВ ПОПОВ - служил с 1905 г. по 1910 г. ВАСИЛИЙ ПОЛИКАРПОВ ПЕРФИЛЬЕВ - служил с августа 1907 г. по 1910г. ИЛИЯ ВАРФОЛОМЕЕВ БЕНКОГЕНОВ - служил с 1910 г ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ АГАФОНОВ - служите 16 августа 1999г. ДИАКОНЫ: АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ МАТРЕНИНСКИЙ - служил на должн. псаломщика до 19 октября 1904 г., также был старшим учителем двухклассной церковно-приходской школы. РОМАН ПНЕВ - служил на должности псаломщика с 10 сентября 1913г.

ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ: Иннокентий Прохоров Разсохин - пономарь до 1 марта 1864 г. Николай Корнаков - причетник с 1866 г. до 15 июня 1867 г. Николай Полиектов Косыгин - (бурят) - псаломщик до 1883 г. Алексей Шергин - пономарь с 1883 г. Алексей Николаев Попов - псаломщик до 11 февраля 1902 г. Василий Пляскин - исп. должн. псаломщика с 19 октября 1904 г. по 10 сентября 1905 г. Дормидонт Кобылкин - псаломщик в 1910 г. Иннокентий Павлов Жепезников - (бурят - сын диакона) - пса­ломщик с 30 апреля 1910 г. Скончался в 1912 г. Иоанн Александров Кондаков - исполн. должн. псаломщика с 5 февраля 1911 г. по 19 декабря 1912 г. (Сын заштатного священника). Гавриил Хомчик - псаломщик, скончался 8 августа 1913 г. в Читинской больнице.

ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ: Терентий Егоров Копылов - крестьянин, в 1863-1865 гг. Петр Максимов Неродов - крестьянин, в 1869 -1871 гг. Филипп Александров Седунов - крестьянин села Зырянско­го, в 1878 -1880 гг.

Исторические памятники

Прибайкальский район обладает богатым историко-культурным наследием. На государственной охране в районе состоят 38 памятников истории и культуры: 17 памятников истории, 11 памятников архитектуры и 10 памятников археологии. Два объекта имеют статус памятника федерального значения: Троицко-Селенгинский монастырь в с. Троицкое и могила декабриста И.Ф.Шимкова в селе Батурино. Памятниками республиканского значения признаны Спасская церковь в селе Турунтаево (1791-1818) и Батуринская Сретенская церковь (1813-1836).
Исследование археологических древностей Прибайкальского района было начато в конце XIX века. Ссыльный польский повстанец ученый-геолог И.Д.Черский, занимаясь по поручению Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества описанием озера Байкал и прилегающих территорий, открыл стоянку древнего человека у деревни Кома. С тех пор много исследователей и целых экспедиций побывали в Прибайкальском районе, но систематического изучения археологических древностей здесь не проводилось. Лишь Бурят-Монгольская экспедиция под руководством А.П.Окладникова в течение 10 лет исследовала памятники каменного века, а с 1963 г. в связи с ожидавшимся подъемом воды, были предприняты некоторые спасательные меры на побережье озера. К настоящему времени всего в районе выявлено 39 археологических объектов различной степени сохранности, принадлежащих к нескольким культурно-хронологическим периодам от палеолита до средневековья.
Среди самых интересных, с научной точки зрения, археологических объектов района - палеологические и неолитические поселения возле с. Острог и с.Покровка стоянки бронзового, железного веков возле с. Засухино, пещеры возле с. Турунтаево и погребально-поминальные комплексы возле с. Зырянск. Остальные памятники большей частью размещаются на песчаных дюнах побережья оз. Байкал и не содержат культурного слоя - археологические материалы располагаются прямо на поверхности и периодически поглощаются песком. Процесс разрушения этих объектов интенсифицировался с подъемом уровня воды в оз. Байкал.
Многослойная стоянка каменного века «Острог» содержит три культурных горизонта располагается в З км западнее села на правом берегу реки Селенги в устье ручья Каштак на 10-15-метровой террасе. Экспедицией А. П. Окладникова на стоянке было зафиксировано древнее кострище и орудия палеолитического облика. На 3-5 метровых отметках от уровня р. Селенги были найдены материалы эпохи развитого неолита-изделия из кости и рога, керамика, каменные орудия-ножи, скребки, пластинки.
В 2 км юго-западнее села Засухино на левом берегу реки Итанцы располагается стоянка бронзового века, зафиксированная в ходе предварительного археологического обследования Черемшанского кварцитового рудника. Культурный слой содержал бронзовые наконечники стрел, обломки бронзовых пластин, каменные орудия.
В 1,5 км юго-восточнее мыса Безымянка в устье реки Налимовки на левом берегу располагается стоянка эпохи неолита - раннего железного века. Культурный слой содержал значительное количество керамики и угольные линзы. Аналогичные материалы были зафиксированы на стоянке Турка П (Ярцы Байкальские) в 10 км юго-западнее пос. Турка у поворота дороги в дер. Исток-Котокель в бровке карьера.
В ходе работ по картированию памятников археологии в 1996 году в районе зафиксирован новый тип памятников - погребально-поминальный. В 1,5 км северо-восточнее с.Зырянск в пади Узкой ( на западном склоне г. Бочигар) обнаружены курганы, относящиеся к эпохе средневековья (VI-ХIV вв. н. э.). На поверхности курганы представлены задернованными насыпями камней диаметром 20-50 см, высотой 1,5-2 м. В 250 метрах севернее располагается второй пункт памятника.
На северной окраине с.Турунтаево располагаются остатки плиточного могильника, оставленного скотоводами-кочевниками датируемого бронзовым - ранним железным веком. Как правило, сооружались подобные захоронения из крупных каменных плит, которые ставились вертикально в неглубокую прямоугольную яму, образуя каменный ящик. Плиточные могилы почти все разграблены в древности. В настоящий момент здесь сохранились лишь плиты трех могил, слегка возвышающиеся над поверхностью земли. В 2 метрах восточнее входа в пещеру располагаются наскальные рисунки, выполненные красной минеральной краской-охрой. Несмотря на плохую сохранность, прослеживаются антропоморфные фигурки, точки, характерные для петроглифов бронзового века («селенгинская техника»).
Перспективными районами для будущих археологических работ являются долина р. Турки, исток р. Итанцы, оз. Колок.
По материалам историко-архитектурного обследования в поселениях района выявлено 120 объектов, представляющих историко-архитектурную ценность: 65 объектов рекомендованы на учет местных органов охраны памятников, а 55 обозначены как элементы ценной исторической застройки.

СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ В С.ТУРУНТАЕВО

История Спасской церкви начинается с 1679 года, когда в устье Итанцы, на берегу Селенги, был построен Итанцинский острог на месте существовавшего до него зимовья. Позже, в 1706 году, при остроге была построена деревянная церковь Спаса нерукотворного образа, располагавшаяся вместе с 12 дворами жителей вне острога. Вскоре она сгорела, но была вновь отстроена. К концу 18 века церковь обветшала, к тому же в долине Итанцы образовалось много новых русских селений. В марте 1787 года Иркутской духовной консисторией был дан указ о строительстве новой Спасской каменной церкви в долине Итанцы. Местом для нее было выбрано не село Острожное, а Турунтаево.

Церковь в Турунтаеве была заложена 10 июня 1791 года. Строительство ее велось под руководством мастера Феодула Ежакова. Оно затянулось, по бедности местного населения, почти на 30 лет и было завершено в 1818 году.

Церковь ремонтировалась в 1829 и 1913 годах. В храме было два престола: во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя в главной «холодной» части и в честь святителя Николая Мирликийского в «теплом» приделе, который был освящен в 1800 году. Главным украшением интерьера служили иконостасы столярной работы с резными деталями и позолотой, старинные храмовые иконы и золоченая и серебряная утварь. Церковь имела богатую библиотеку.
Храм был закрыт в 1927 году по решению сельисполкома «ввиду несостояния содержания и уплаты госналога».
18 марта 1939 года, в День Парижской коммуны, церковь была частично разрушена и полностью разграблена – иконы, старинные церковные книги и утварь были сожжены на костре, партийцы и представители власти не разрешили верующим взять что-либо из церкви. С 1939 года храм использовался как склад НКВД, а затем был передан под склад райпотребсоюза. Последние десятилетия не использовался для хозяйственных нужд.
В 1991 году исполком райсовета утвердил районную программу «Возрождение», ставящую целью восстановление прибайкальских памятников истории и культуры.
В 1995 году воссоздана православная община в с.Турунтаево. В апреле 2000 года начались работы по реставрации Спасской церкви в с. Турунтаево.
Главным спонсором работ выступили вице-президент акционерного общества «СУАЛ-Холдинг» Владимир Ильич Скорняков, генеральный директор акционерного общества «Кремний» Вячеслав Анатольевич Федосенко, заместитель генерального директора акционерного общества «Кремний» Анатолий Павлович Борисов, генеральный директор акционерного общества «Черемшанский кварцит» Юрий Викторович Кузнецов, директор ТОО «Заречное» Анатолий Яковлевич Афанасьев.
Руководили работами по реставрации Фонд социально-экономического развития района: директор фонда, зам. главы районной администрации Анатолий Петрович Думнов, заместитель – главный архитектор района Михаил Николаевич Мясищев, прораб фонда Иван Яковлевич Лебедев.
Кровельные работы, установку крестов и маковок производил Сергей Павлович Бурмакин, отделочными работами руководили Ашот Санасарович Мкртчан и Юрий Петрович Беликов, ограждение территории храма – Барцев Михаил Николаевич и Буданов Алексей.
Работа по восстановлению Спасской церкви в с.Турунтаево начата была по благословению епископа Читинского и Забайкальского Палладия, затем продолжалась под опекой владыки Иннокентия и завершена благополучно при правящем архиерее Евстафии.
Деятельное участие в деле восстановления храма в прежнем величии принимал Благочинный Бурятского округа отец Олег (Матвеев) и настоятель прихода Спасской церкви отец Михаил (Литвинов).

ПЕТРОГЛИФЫ БРОНЗОВОГО ВЕКА (Турунтаево).
В среднем течении Итанцы, на отдельной изолированной скале в полукилометре к северу от центра с. Турунтаево, в 200 метрах от шоссейной дороги, ведущей в с. Карымск по бывшему тракту Улан-Удэ—Баргузин. Рисунки, выполненные красной охрой и датируемые эпохой бронзы-ранпего железа. Занимают небольшую площадь скалы близ входа в пещеру, а также на левой стороне грота. Обнаруженные две композиции представляют собой комплексы рисунков птиц, человечков и пятен. Исследования прилегающей к пещере территории позволили обнаружить очажную каменную кладку округлой формы, где найдены остатки древесных угольков и. несколько крупных трубчатых костей. Обнаружено также много фрагментов сосудов и два скребка с туловом из сланца и халцедона.

ПЛИТОЧНАЯ МОГИЛА (Турунтаево).
У подножья скалистого останца восточного, склона горы, находящейся в 1 км севернее центра Турунтаево. Кладка размером 1,30х1.80.

СТОЯНКА ХОЛЗАНОВКА
Находится на правобережной пятиметровой террасе р. Итанцы, в двух километрах от Турунтаево. В глиняном карьере, врезанном в мысовидный участок террасы, найдена толстостенная керамика с плоским дном я оттиском ткани. Культурный слой сохранился отдельными участками. Стоянка обнаружена в 1963 году В. В. Свининым.

СТОЯНКА ЭПОХИ НЕОЛИТА И БРОНЗЫ
Находится на частично разрушенной пашней террасе южного побережья о. Котокель, юго-западнее с. Баня. Первые сведения об археологических находках в этой местности были собраны в начале нашего века А. М. Станиловским. Позднее местные жители неоднократно сообщали о находках и передавали их — бронзовые и каменные изделия — в Бурятский краеведческий музей им. М. Н. Хангалова. В 1964 году здесь провели сбор подъемного материала П. Б. Коновалов и В. В. Свинин. Находки: фрагменты тонкостенной керамики с зубчатым орнаментом и без орнамента, ножевидные пластины, топор из сланца. Раскопок не проводилось. Находки хранятся, в Иркутском областном музее краеведения.


МОГИЛА ДЕКАБРИСТА И. Ф. ШИМКОВА
Иван Федорович Шимков (1802—1836) — декабрист, бывший прапорщик Саратовского полка. Родился в с. Михневка в семье полтавского помещика. Летом 1825 года вступил в члены Общества соединенных славян и активно включился в его работу, вел пропаганду среди солдат. По приговору Верховного уголовного суда И. Ф. Шимков был отнесен к четвертому разряду государственных преступников и приговорен к 12 годам каторжных работ, в последующем сокращенных до 10, затем — до восьми лет. В Читинский острог поступил 17 марта 1827 года, в 1830 — переведен в Петровский завод. 25 января 1833 года по отбытии срока каторжных работ отправлен на поселение в с. Батурине Верхнеудчнекого округа, куда декабрист прибыл под надзор местной администрации второго февраля. В Батурине И. Ф. Шимков прожил всего три с небольшим года. Первое время он занимался чтением книг, переводами с французского сочинений общественно-политического, литературно-нравственного характера. Добивался перевода на другое место жительства. Получив 15 десятин земли, приступил к занятию сельским хозяйством и своим трудолюбием снискал уважение местных крестьян. Однако прогрессировавшая болезнь закончилась 23 августа 1836 года смертью Ивана Федоровича. Он завещал все оставшееся имущество невесте Фекле Батуриной, ухаживавший за больным декабристом. Похоронен И. Ф. Шимков в ограде Сретенской церкви. Первоначальный памятник состоял из деревянного двухступенчатою обелиска, высотой 1,75 метра и наклоненной к нему чугунной плитой с текстом: «Иванъ Федоровичъ Шимковъ. Родился 1803 года, скончался 1836 года. Претерпевший до конца той спасенъ будетъ. Отъ Матфея. Глав. X».
По преданию, плита эта привезена и поставлена женой декабриста С. Г. Волконского, М. Н. Волконской. Памятник был обнесен деревянной оградой размером три на полтора метра.
В канун 150-летия восстания декабристов министерство культуры провело реконструкцию памятника. Насыпан холм высотою в полметра, обрамленный двухступенчатым бетонным ограждением. В центре установлено мраморное надгробие, куда вмонтирована старая чугунная плита. К могиле ведет небольшая маршевая лестница. Памятник обнесен железной оградой.

СТОЯНКА БЕЗЫМЯННАЯ
Археологические находки на дюнных холмах в устье речки Безымянной обнаружены вдоль восточного берега Байкала ее 181 по 184 километр левой стороны Баргузинского тракта. Найдено четыре пункта с разновременными археологическими находками. Пункт первый расположен на 181 километре между двумя песчаными массивами в устье речки Налимовка, низкий берег который сильно разбит прибоем Байкала. Культурный слой залегает на глубине около четверти метра и представляет собой черную углистую прослойку, в которой найдены остатки керамики, мелкие оббитые гальки желудные шлаки. Пункты второй-четвертый находятся на 182—184 км Баргузинского тракта, на 5—8-метровой террасе вдоль берега Байкала, выше устья речки Безымянной. Поверхность террасы сильно развеяна, культурный слой частично разрушен. Неолитический комплекс представлен керамикой, орнаментированной вертикальными отпечатками зубчатого штампа или оттисками сетки-плетенки, каменными изделиями — отщепами, кожевидными пластинами, скребками из галек кремнистого сланца и халцедона.

ПАЛЕОЛИТИЧЕСКАЯ СТОЯНКА ЕЛОВКА
Находится на территории села Еловка, непосредственно на откосе бывшей шоссейной дороги на Мандрик. Каменные орудия труда и отщепы архаичных форм найдены в 1985 году в обрыве холма, на котором стоит' бетонный памятник воинам-землякам- Коллекции хранятся в секторе археологии Бурятского института общественных наук.

ПОСЕЛЕНИЕ МАНДРИК
Находится на левом берегу реки Селенги на 20-25-метровой террасе, в левой части сухого ручья перед старым подъемом на гору Мандрик. Найдены отщепы, орудия труда, кости животных. Обнаружено в 1949 году А. П. Окладниковым.

СТОЯНКА СОЛОНЦЫ
Расположена в километре ни запад от с. Исток (Котокельский), за мысовидным выступом горы на 5-метровой террасе оз. Котокель. Поверхность террасы частично распахана. Найдены фрагменты керамики, отщепы. Первые упоминания об этом местонахождении относится к 1902 году и принадлежат А. М. Станиловскому. В 1964 году стоянку посетил В. В. Свинин. Раскопок не проводилось. Коллекции найденных предметов хранятся в Иркутском областном музее краеведения.

СТОЯНКА УГОЛЬНАЯ ЯМА
Находится в небольшом распадке полуметровой песчаной террасы на оз. Котокель в полукилометре от лесопункта и в четырех километрах от с. Исток (Котокельский). Культурный слой частично разрушен пашней. Здесь в местности «Угольная Яма» собрана большая коллекция орнаментированной керамики и отщепы. Местонахождение обследовано в 1962, 1963—1964 и в 1974 годах. Раскопок не проводилось.

СТОЯНКА ИСТОК-КОТОКЕЛЬСКИЙ
Пункт первый находится на 3—5-метровой террасе северного побережья оз. Котокель, в центре с. Исток, у подножья горы. На месте стоянки размещены огороды, поэтому культурный слой частично потревожен. Находки: бронзовые ножи, керамика гладкостенная и с «веревочным» орнаментом, конические нуклеусы из халцедона и кремнистого сланца, отщепы, ножевидные пластинки. Пункт второй расположен на восточном склоне холма, находящемся между старым и современным руслами р. Коточик. Находки: керамика, грузила, песты, фигурки рыб. Пункт третий. На склонах холма на левом берегу старого русла реки Коточик. Здесь найдены бронзовые и железные предметы. Первые сведения о находках относятся к началу XX века. В 20-х годах здесь побывал Г. П. Сосновский. В 1963 и 1974 годах памятник был вновь обследован. Находки хранятся в Иркутском музее краеведения.

СТОЯНКА НА о. МОНАСТЫРСКИЙ
Монастырский (или Монахов) остров находится в юго-западной части оз. Котокель. В 1985 году здесь обнаружено три пункта разновременных поселении человека. Стоянка на северо-восточной окраине острова представляет собой песчано-гравийную косу, глубоко вдающуюся в озеро Котокель. Половина ее постоянно размывается и переотлаживается волнами озера. Другая, более высокая, состоит из давно заброшенной пашни и остатков старинной усадьбы. На песках найдено пять сильно скатанных фрагментов керамики, датировать которые не представляется возможным. На пашне поднят фрагмент тонкостенной керамики эпохи бронзы, орнаментированный отпечатками ткани в виде вытянутой сетки с мелкой ячеёй.
Пункт второй находится в 150 метрах южнее предыдущего на заброшенной пашне, в центре бывшего рыбачьего поселка (ныне филиала турбазы «Котокель»). Найдены обломки сосудов разного времени. Тонкостенная керамика эпохи средневековья, выполненная на гончарном круге. Обнаружены также фрагменты сосудов эпохи бронзы и останки, относящиеся к неолиту.
Третий ПУНКТ расположен в ста метрах южнее, на заброшенном огороде бывшего рыбацкого поселка. Найдено несколько фрагментов толстостенного сосуда, выполненного на гончарном круге, а также кости крупных животных. Другие ровные площадки в бухте острова, равно как и возвышенности и долины между ними не исследованы. Собранные коллекции хранятся в археологической лаборатории БИОНа.

КОМЕНСКАЯ СТОЯНКА
Находится на правом берегу реки Итанцы на пятиметровой террасе, в километре южнее села Кома и в четырех километрах от Селенги. Культурный слой частично разрушен пашней. На глубине 20-40 см от поверхности найдены фрагменты неолитической керамики, ножевидные пластины, наконечники стрел из камня. Первые сведения об этом памятнике принадлежат И. Д. Черскому. В 1948 году А. П. Окладников заложил на стоянке шурфы. В 1963 году И. Б. Коновалов и В. В. Свинин произвели здесь сбор материала. Коллекции хранятся в БФ СО АН СССР и в Иркутском музее краеведения.
В селе Кома находится также памятник истории — амбар общественный «магазейн», в нем в недавние годы был расположен зерносклад колхоза.

СТОЯНКА НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (с. Мостовка).
Находится на прибрежной ЗО-метровой террасе р. Селенги. в двух километрах от железнодорожного моста, в устье небольшого ручья. В толще супеси с остатками которой найдены крупные отщепы и оббитые гальки. Стоянка обнаружена в 1948 году А. П. Окладниковым.

СТОЯНКА ПАЛЕОЛИТА (с. Острог)
Находится па правом берегу Селенги в трех километрах выше села Острог, на 10-15-метровой песчаной террасе. Было обнаружено кострище, под которым найдены палеолитические орудия труда из гальки, а также каменные клинообразные орудия, скребки, заготовки для нуклеусов. Памятник открыт в .1948 году А. П. Окладниковым. В дальнейшем исследований не проводилось.

СТОЯНКА НЕОЛИТА (с. Острог)
В ста метрах ниже предыдущего поселения. В слоях погребенной под песком почвы встречены кости животных, отщепы, каменные орудия труда, керамика, очажные камни, зуб лошади. Еще две неолитические стоянки близ Острога найдены также академиком Окладниковым в 1948 году. Одна находится на правом берегу Селенги в устье реки Итанца. Другая расположена в трех километрах ниже села Острог по правобережью Селенги на мысовидном террасовом уступе. Обнаружены керамика и каменные изделия.

ИТАНЦИНСКАЯ ПЕЩЕРА
Пещера со следами жизни древних людей находится в 15 метрах ниже села Острог по правобережью Селенги в районе паромной переправы. В конце XIX века И. Д. Черский обнаружил здесь палеолитические орудия труда и остатки шкуры мамонта. В 1948 году А. П. Окладников нашел между большими блоками камня у входа в пещеру кости человека, а также предмет из рога, покрытый елочным орнаментом, и костяной наконечник стрелы. На глубине 25 см найдена скульптурка рыбы из белого мрамора, наконечник стрелы, рог быка, кости рыб, заготовки нуклеусов. В настоящее время пещера частично разрушена, в связи с реконструкцией шоссейной дороги на переправу.